цкюбмюъ  н мюя    беых  юпнлюрш  ймхцх  лсгшйю  юспю-тнрн  юпнлюрепюохъ  тщм-ьси   ахнкнйюжхъ  яхлнпнм  рюимш бндш  цюкепеъ  мюьх дпсгэъ

рюимш вюъ  нагнп ймхц  нагнп лсгшйх   мюью ймхцю  ахакхнрейю  сярпниярбю яепхх "ыхр"  н йксае  мюьх яелхмюпш  дхярюмжхнммше сяксцх

гЮПЮАНРНЙ Х ДНУНД Б ЯЕРХ, ЯОНМЯНПШ Х УЮКЪБЮ, АЕЯОКЮРМН Х ЯЙХДЙХ, ДКЪ БЕАЛЮЯРЕПЮ Х МНБХВЙЮ Rambler's Top100

тнрн люцюгхмю

яуелю  опнегдю

E-mail мюл

цняребюъ ймхцю

яяшкйх

 

Angelight

ANGELIGHT - КСВЬХИ ПНЯЯХИЯЙХИ New Age ЙНЛОНГХРНП. CD Х ЙЮЯЯЕРШ Б ЛЮЦЮГХМЕ "рБНИ оСРЭ".

лсгшйю

Отдельного разговора заслуживает и музыка. В магазине она продается как на аудиокассетах, так и на компакт-дисках. Например, музыка, соответствующая вашему Знаку Зодиака, не только приятна для слуха, но и обладает мощным гармонизирующим и оздоровляющим воздействием. Здесь также можно подобрать красивую классическую или современную инструментальную музыку, прослушивание которой избавляет от стресса, усталости и раздражения накопившегося за трудовой день. Музыка способна даже лечить. В магазине "Твой путь" можно найти музыкальные композиции, прослушивание которых благоприятно сказывается на работе различных внутренних органов человека и помогает лучше понимать себя и окружающих.

МЫ ИМЕЕМ ПОЧТИ ВСЕ, ЧТО ВАМ НУЖНО!

лСГШЙЮ мНБНЦН бЕЙЮ

оПЕДКЮЦЮЕЛ БЮЛ ДБЕ ЯРЮРЭХ, ДБЮ БГЦКЪДЮ МЮ ЛСГШЙС МНБНЦН БЕЙЮ.

музыка нового века  ╘ JAZZ-квадрат



Заканчивается 20 век. Век сумасшедших скоростей, всеобщей механизации и индустриализации. На каждом шагу нас поджидают стрессовые ситуации. Наверное, человечество еще никогда не было так далеко от единства с природой, которую человек постоянно "покоряет" и "подгоняет" под себя.

Мы, как белки в колесе, крутимся день за днем, месяц за месяцем, год за годом, откладывая "на завтра" свой внутренний мир, свою душу. И для многих как раз музыка и является той отдушиной, которая позволяет обрести себя, убежать от суеты и обыденности в мир ярких красок и чувств. Кто√то находит себя в рок√музыке, кому√то ближе джаз или классика, или то и другое вместе, в зависимости от стиля жизни, внутреннего состояния и, если хотите, философии.
Безусловно, музыка не панацея от всех бед, она может лишь усиливать или уменьшать наши эмоции и, если нет внутренней искры на конкретную музыку, созвучия и интереса не получается, и мы ищем что√то другое. Мне трудно представить водителя, мчащегося со скоростью 100 км/ч и слушающего ноктюрны Шопена. Каждой музыке свое место и время.
В огромном океане направлений и стилей, на мой взгляд, есть особая ячейка, наиболее близкая к чистой гармонии, к выражению самых сокровенных истин и чувств, и это музыка new age.
Ньюэйдж ≈ направление, сформировавшееся в начале 70√х годов. В переводе с английского это означает "новый век", "новая эпоха". В самом начале она рассматривалась как одно из ответвлений альтернативной музыки, созданное в противовес стилям, которые пропагандировали своими текстами и несли с собой насилие, жестокость, наркотики... Тогда new age распространялся в самых разнообразных местах рядом с хрусталем, конфетами и овощами, в аптеках, вместе с философской и религиозной литературой и предназначался в основном для духовных практик и техник, а также для психотерапии. Позже, с развитием электронной музыки и технических возможностей, new age стал более разнообразнее и перестал отождествляться только с музыкой для медитации и релаксации. Сегодня понятие этой музыки настолько широко и противоречиво, что вызывает много разночтений и оговорок, отчасти, наверное, потому, что элементы new age при желании можно найти у многих музыкантов, тем более если их стиль не укладывается в уже существующие рамки. И вот с легкой руки какого√нибудь обозревателя или ди√джея мы читаем или слышим следующее: "Deep Forest" ≈ это музыка new age. Но при всем уважении к творчеству этой группы, даже если в нем и есть электронное звучание и присутствуют народные мотивы и звуки природы, это скорее поп√музыка. Или, анализируя альбом "Novus Magnificant" американского композитора Констанса Демби (Constance Demby), мы можем одинаково оценить его как электронную, так и музыку new age. О категории new age говорит и сам музыкант, хотя почти во всех каталогах и справочниках вы найдете ссылку на него в разделе электронной музыки. Или самое распространенное заблуждение на примере широко известного Вангелиса (Vangelis). Прослушав его альбом "Oceanic", который написан в классическом духе new age, все остальные альбомы приравнивать к этому же стилю было бы ошибочно. Так что же скрывается под названием new age?
Это общий термин, который объединяет множество музыкальных категорий и стилей. Это сплав духовной, электронной, этнической, классической, инструментальной, симфонической музыки со звуками природы в самых разных пропорциях и долях. В данном списке могут быть и другие направления, например, джаз, в результате чего и получился new age soft jazz Джонатана Кейна, Макса Фольмера (Jonathan Cain, Max Folmer), но незыблемой остается лишь духовная часть, что делает музыку new age одновременно консервативной и постоянно развивающейся, которая может быть очень легкой и поверхностной ≈ Карунеш (Karunesh: "Colours Of Life"), и серьезной, глубину которой не всякий меломан осилит ≈ Дэвид Парсонс (D. Parsons: "Dorje Ling").
Под классическим new age понимается пространственный синтезатор, звуки природы и медитативная "сладкая мелодия". Современному new age присущи ритм, "созерцательность в действии", мультиинструментальные вариации, которые по своему качеству могут удовлетворить самого искушенного слушателя. Это синтез древних традиций и современности, взгляд в далекое прошлое и будущее.
Эта музыка шла с двух концов света. Из Америки ≈ смесь электроники и акустических инструментов, написанная и сыгранная такими людьми, как Вильям Аура (William Aura), Марс Лазар (Mars Lazar), Джим Брикман (Jim Brickman), Дэвид Ланз (David Lanz), и выпускаемая такими фирмами, как "Windham Hill", "Real Music", "Higher Octave", "Narada". А навстречу шел поток из Германии ранних семидесятых, где зародилась чисто синтезаторная электронная музыка, распространяющаяся по миру благодаря группе "Tangerine Dream" и таким солистам, как Клаус Шульце (Klaus Schulze) и Кристофер Франке (Christopher Franke).
Стили и течения, сливаясь воедино и поглощая все самое прогрессивное и одновременно традиционное, объединяя душу и космос, звук и тишину, образовали водоворот new age ≈ музыку, позволяющую установить прямую связь между композитором и слушателем, поскольку автор в большинстве случаев является и исполнителем. Он создает гармонию внутри себя и делится с другими через свои мелодии.
Огромный вклад в электронную и new age музыку внес своими экспериментами Брайан Ино (B.Eno). Еще в самых ранних его альбомах можно узнать элементы new age музыки. А его альбом "Neroli" до сих пор используется в роддомах разных стран для помощи при родах. Сейчас синтезаторы и другая электроника в руках известных и неизвестных музыкантов завоевывают все большее место даже в таких стилях, которые не считались частью электронной музыки. Многие группы ("Software", "G.E.N.E.", "Aeoliah") доказывают, что для коммерческого успеха необязательно упрощать свой композиторский и исполнительский талант. Главное, наверно, в том, чтобы в произведении была искра√момент, доносящий до слушателя импульсы удовольствия, пронизывающие человека насквозь, покоряющие его своей красотой и умиротворенностью.
Одним из представителей классического new age является группа музыкантов из центра Ошо, что находится в Индии, в Пуне. Ей руководит один из родоначальников стиля ≈ Дойтер (Deuter), и интересно заметить, что ни один диск этих исполнителей не выходит без соавторства музыкантов из этой же компании. Все они ≈ европейцы, и свой процесс самораскрытия и духовного поиска выражают через музыку. И если они основываются на традициях Индии, то всемирно известный Китаро (Kitaro) берет вдохновение в культуре Японии и всей Азии, Enya ≈ в кельтских традициях, Николас Ганн (Nicolas Gunn) ≈ индейских. Некоторые музыканты, такие, как Терри Олдфилд (Terry Oldfield), обращаются к христианству, но в целом new age нейтрален, и основой многих произведений являются картины природы и космос. Музыка вообще и в особенности new age ≈ это не только результат умственного процесса, но и выражение эмоций. Она интуитивна и спонтанна. Слушать музыку по√настоящему ≈ значит раскрывать ее для себя и чувствовать то, что чувствовал музыкант.
Повсеместное использование мелодий в духе new age в многочисленных заставках на радио и телевидении, в том числе и на российских каналах, постоянное и долговременное присутствие представителей этого стиля в хит√парадах разных стран наравне с другими направлениями и стилями, многомиллионные тиражи отдельных музыкантов, которым могут позавидовать многие поп√ и рок√звезды, на мой взгляд, все же не отражают общей картины и духа new age. А это прежде всего личная, если хотите ≈ интимная музыка, которая не должна нравиться всем, иначе она утрачивает сокровенное, когда ее ставят исключительно на коммерческие рельсы.
New age ≈ это музыка пробуждения, гармонии, добра, радости и красоты, последний штрих в которой ставит сам слушатель.
 

Алексей КРУПСКИЙ
 


new age ≈ к эстетике нового мирa

Перед тем, как изложить свои соображения о музыке new age, хочу заметить, что сии краткие и разрозненные записи не претендуют на особенную глубину и тем более на некую истину, они всего лишь показывают видение замечательной музыки new age автором этих строк и выражают его личную точку зрения.

Итак, начнем. "И с чего же это он начнет?" ≈ может спросить недоверчивый читатель. И здесь я вам сообщу нечто, что вы вряд ли ожидаете услышать. А дело все в том, что, в общем√то, само понятие new age, сама эта музыка ≈ это большая и очень красивая мистификация! Я отнюдь не хочу сказать, что музыки, характеризуемой словами "new age", не существует. Под new age обычно понимается иногда сладковатая, иногда не очень мелодичная расслабляющая музыка эдакого "заставочного" назначения (так называемое малострессовое искусство). Под нее хорошо расслабиться и помечтать ≈ в общем, релаксировать. Тем более, что часто фоном к этой музыке служат различные природные звуки, например, успокаивающий шум волн или нечто в этом роде. Так вот, есть исполнители, играющие именно такую (может, и с небольшими оговорками) музыку ≈ назовем это каноническим new age. Для примера назову таких исполнителей, как Карунеш (Karunesh) или Крис Митчел (Chris Mitchel). И пусть тон, в коем написаны предыдущие строки, не вводит вас в заблуждение: это действительно яркие, по√настоящему интересные музыканты. Просто наряду с прекраснейшими образцами канонического, традиционного new age существует огромная масса дешевых подделок. И часто их выдают за new age, и можно видеть многочисленные пиратские копии такой музыки. Сознательно, чтобы не обидеть вкусы читателей, не буду называть здесь какие√то конкретные имена, упомяну лишь многочисленные серии типа "Relaxation Music With Natural Sounds".
Но ладно, это все была присказка. Возникает законный вопрос: "В чем же собственно мистификация?" И здесь мы подходим к самому интересному. Дело все в том, что музыка new age настолько широка и многообразна, она включает в себя так много из других стилей, она настолько всеобъемлюща, что ее как бы и вовсе не существует. Или это больше, чем просто некий музыкальный стиль или даже направление. И последнее утверждение, на мой взгляд, самое верное! Эта музыка говорит со всеми на одном универсальном общечеловеческом языке. Она размывает стили, она порой совершенно неожиданна и необычна. Она использует как традиционные, так и нетрадиционные формы выражения. Кстати, new age берет очень многое из музыки самых разнообразных народов этой планеты, оказавшейся вдруг такой маленькой и хрупкой! В общем, я бы определил new age как стремление людей в музыке выразить эстетику нового мира, свободную от культурных барьеров и стереотипов, но в то же время музыку очень индивидуальную, обогащенную самими разными стилевыми и культурными традициями. И, по большому счету, new age ≈ это музыка людей ищущих, это музыка не только настоящего, но и будущего! Она оказывает огромное влияние на многие стили и сейчас. Кстати, альбомы, издаваемые на известной new age студии "New Earth Records", выходят под высоким заголовком "Music For People On The Path" ("Музыка для людей на Пути").
Но теперь немного истории. Предтечами new age можно считать таких разных музыкантов, как Брайан Ино (Brian Eno) с одной стороны или Деутер (Deuter) с другой. И если первый достаточно широко известен, то о втором стоит рассказать чуть подробнее. А начиналось все (простите за каламбур) с начала далеких от нас 70√х годов. Именно тогда индийский мастер Ошо или Бхагван Шри Раджниш основал в городе Пуна свой ашрам, куда съехались саньясины (читай: ученики) со всего мира. И среди этих людей было очень много прекраснейших музыкантов. Деутер ≈ один из них. Он известен не только своими обычными альбомами, но и весьма специфическими работами, представляющими собой музыкальное сопровождение к различным "ошевским" медитациям. Вообще, в некоторых источниках так прямо и пишется, что именно там, в Индии, в начале√середине 70√х и появилась музыка, называемая new age. Не буду подтверждать или опровергать это утверждение, скажу лишь, что там в Индии (в разные годы) была большая компания таких прекраснейших музыкантов, как Карунеш, Анугама (Anugama), Прабодхи (Prabodhi), Камал (Kamal), Самбодхи Прем (Sambodhi Prem), Луна (Luna), Сангит Ом (Sangit Om), Прем Джошуа (Prem Joshua), Харипрасад Чаурасия (Hariprasad Chaurasia), Гови (Govi) и многие другие. В настоящее время они живут в разных местах, пишутся на разных студиях, но и сейчас активно взаимодействуют и творят вместе. Так в записи альбомов Гови непременно участвуют Анугама или Карунеш (к примеру, "Cuchama" или "Passion & Grace"). На альбомах Карунеша часто обнаруживаешь тех же Гови, Анугаму или Деутера (например, "Secrets Of Life"). И так далее. В любом случае, компания "ошевских" музыкантов, наверно, одна из самых ярких и сильных или самая яркая и сильная в музыке new age вообще. Здесь расскажу вам один забавный случай. Однажды встретился я со своим знакомым, а мне он грустно так говорит, что купил, не прослушав, альбом Карунеша (он знал, что этот музыкант не может играть неинтересную музыку) и разочаровался. Я спросил его, что же это за альбом. И оказалось, что диск называется "Heart Chakra Meditation". А все дело в том, что это ≈ музыкальное сопровождение к одной из медитаций Ошо, поэтому просто так его слушать весьма не просто. Но ведь для этого данный диск и не предназначен! Под него надо делать определенные вещи. Так что это я к тому рассказывал, что, покупая диск с new age музыкой, будьте внимательны: он может быть предназначен для вполне конкретных вещей.
Но это было отступление. Вернемся к рассказу о музыке new age. Большое влияние на развитие этой музыки оказала американская студия "Windham Hill Records". Появилась она в далеком 1975 году, когда друзья гитариста Уильяма Аккермана (William Ackerman), спокойно занимавшегося в то время посредническим бизнесом, уговорили сделать для них запись. Друзьям очень нравилась его игра. И вот они (друзей, правда, было не много не мало ≈ 60 человек), скинувшись по 5 долларов, собрали необходимую сумму для того, чтобы Уильям мог сделать запись. Однако оказалось, что минимальный тираж альбома составляет 500 экземпляров. Так что после того, как каждый друг получил заветный диск, у Уильяма Аккермана и его верной подруги Энн Робинсон осталось аж 440 экземпляров. И с ними надо было что√то делать! Диски были разосланы на всякие радиостанции, и оказалось, что музыка Аккермана интересна не только его друзьям, но многочисленнейшим слушателям по всей Америке. Так и родилась студия "Windham Hill Records". Ее же название "Ветреный холм" ≈ это имя маленького городка в штате Вермонт, запомнившееся Уильяму с детства своей удивительной красотой. Вначале отцы√основатели фирмы сами клеили конверты для пластинок и рассылали их на ближайшие радиостанции. Прошло не так много времени, и вот уже годовой оборот студии стал составлять десятки миллионов долларов, а ее диски нашли свое достойное место в коллекциях сотен тысяч меломанов не только в Америке, но и по всему миру. "Windham Hill Records" открыла слушателям многих замечательных музыкантов: Уильям Аккерман, Джордж Уинстон (George Winston), Марк Айшем (Mark Isham), Ойстен Сивэг (Oystein Sevag), группу "Nightnoise" и многих других. Фирма превратилась в то, что называется громким словом big label и впоследствии была скуплена монстром "BMG". И здесь важно сказать, что у многих студий, издающих музыку new age (в том числе и у вышеупомянутой "Windham Hill Records"), своя особая эстетика оформления дисков. Альбомы тех же "Real Music" или "Oreade Music" ≈ это действительно не только средство доставки музыки слушателям, но и настоящие произведения искусства. Поэтому появившиеся в последнее время многочисленные пиратские подделки часто довольно сомнительного качества с их довольно убогим оформлением скорее могут вызвать отвращение и превратное мнение о этой музыке. New age ≈ штучный товар, и качество звучания диска здесь как нигде важно! Она содержит много мельчайших оттенков, и не услышав их, нельзя судить о new age.
Не буду больше мучить вас историей развития new age. Скажу лишь вкратце, что, к примеру, в Англии пионером этой музыки в начале 80√х стал Майк Роуленд (Mike Rowland). Музыка этого пианиста разошлась огромными тиражами по всему миру. И здесь еще один важный момент. Часто, слыша new age, некоторые думают: "Ха! Это ведь так все просто". Действительно, порой (хотя отнюдь и не всегда) эта музыка кажется простой и незамысловатой, в ней нет джазовой усложненности или меняющегося ритма, или каких√то неожиданных оборотов, но почему√то никто не может создать такую музыку, как тот же Mike Rowland или, к примеру, "Sky". Так что простота ≈ это не значит примитивизм, это вовсе не обязательно будет неинтересным. Порой, при кажущейся простоте музыки, она может быть очень внутренне насыщенна, глубока и интересна. Да и сейчас есть столько музыкантов, исполняющих действительно сложную, крайне насыщенную музыку! Но об этом чуть позже.
Итак, хватит пока истории. А что же new age сейчас: что он представляет, куда развивается? И здесь надо сказать, что эта музыка в настоящее время развивается стремительно, можно даже сказать, бурно. Она вовлекает все новые стили, активно перемешивает их, создавая все новые формы музыкального самовыражения. Порой удивляешься, когда старые, заслуженные рокеры начинают играть совершенно для себя несвойственную музыку. За примерами далеко ходить не надо, вспомним хотя бы таких музыкантов, как Рик Уэйкман (Rick Wakeman) или Йон Андерсон (Jon Anderson).
В последнее время многие исполнители очень активно развивают жанр world music, усложняют свою музыку различными эффектами, природными звуками, активно используют последние достижения музыкальной технологии. И здесь, рассказывая о современной, сложной и насыщенной new age музыке, я открою вам один секрет. В настоящее время появилась новая разновидность new age музыки, которую я называю термином visual music. Что же это такое? Под visual music я понимаю ту музыку, что активно способствует визуализации, то есть появления у слушателя различных картинок. Но ведь под любую музыку создаются картинки, можете возразить мне вы. И в общем√то вы правы. Но именно visual music служит сопровождением некого видеоряда, некоего фильма, как реального, так и воображаемого, возникающего у самого слушателя. Она внутренне динамична или, если хотите, кинематографична. Как наиболее ярких представителей такой музыки я бы назвал дуэт "Zeus Faber", Николаса Ганна (Nicholas Gunn), Марса Лазара (Mars Lasar) и Ойстена Сивэга. И именно у visual music, на мой взгляд, хорошее будущее, именно она ≈ это то, что будет в дальнейшем наиболее активно развиваться.
Теперь чуть√чуть о компаниях, издающих в настоящее время музыку new age. Собственно, мы не ставим целью рекламу данных компаний, поэтому я не буду даже и их все перечислять. Скажу лишь, что при всем многообразии музыки new age стоящих фирм, приносящих что√то новое, свежее, издающих действительно высококачественную музыку (хочется написать слова new age с большой буквы), не так уж и много. Если быть честным ≈ совсем немного. Хотя иногда случаются и очень приятные исключения. Порой берешь диск, изданный какой√нибудь маленькой, никому не известной фирмой, и поражаешься, насколько интересно, свежо и неожиданно он звучит. И при всем многообразии исполнителей, многие из них знают друг друга, активно творчески взаимодействуют (как уже рассказывалось выше). Так что круг new age музыкантов и широк, и одновременно узок. Здесь очень хорошо убеждаешься в верности известной поговорки: мир тесен. Действительно, так и есть!
Так что можно заключить, что развитие new age (как и музыки вообще) ведет к дальнейшему размыванию стилей (хотя что√то может и сохраниться, и при этом мирно существовать, правда, думаю, на периферии), к образованию общемировой, общечеловеческой музыки. В общем√то, музыка вышла из одного источника, к нему она и возвращается, но уже в новом качестве. А насчет размывания стилей, попробуйте "вписать" куда√то, например, современного Кристофера Франке (Christopher Franke) или Дэвида Аркенстоуна (David Arkenstone). А музыка Феликса Джея (Felix Jay) ≈ это что: new age, jazz, ambient или, может, world music? Попробуйте однозначно отнести этих исполнителей к какому√нибудь стилю. Вряд ли вы сумеете!
Осталось лишь написать что√нибудь в заключение. И здесь мое резюме будет коротким: если вы, прочитав эту статью, поняли, что new age ≈ это здорово, если вам захотелось послушать эту музыку, узнать, что же это такое, то моя цель достигнута.
В коротких разрозненных заметках совершенно невозможно охватить все многообразие музыки new age. Она еще ждет своих летописцев и исследователей. Если вас заинтересовали прочитанные соображения о new age, эти рассказы будут обязательно продолжены. Кстати, было бы очень полезно узнать ваше отношение к сказанному выше, ваше мнение, о ком бы из исполнителей new age вы хотели бы прочитать в нашем журнале. Мы же обязательно продолжим наши рассказы об этой музыке, о наиболее ярких ее представителях. Так что ждите. Да и мне есть еще что вам рассказать!
 

Сергей КОЗЛОВСКИЙ

 

webmaster: POLIGRAF. 2005